Фасуем битум в биг-бэги за 2 миллиона долларов
Данное пособие пишу специально для промышленных предприятий, собирающихся потратить несколько десятков миллионов рублей на установку импортного производства по фасовке дорожного битума в полипропиленовые биг-бэги вместимостью 1 тонна. Соблюдая принципы корректности, не буду приводить названий зарубежных поставщиков данного оборудования, условно разделив их на европейских и азиатских.
Также вновь коснусь некоторых аспектов срабатывания битума в полиэтилене. Опишу проблемы при этом возникающие.
Цель данной статьи указать на многие «странности», обычно сопровождающие данные сделки и на поверку оказывающиеся банальными маркетинговыми ходами. Известен популярный рекламный ход, где предлагается соль с пониженным содержанием натрия. (Пояснение: формула соли NaCl, поэтому она вся состоит из натрия и его пониженного содержания быть не может по определению) Так вот, здесь, то же самое.
Если вы печёте пирожки, то дела у вас будут идти хорошо не тогда, когда вы выпекаете их круглый год, а когда их покупают круглый год. Это большая разница. А покупать их будут только в том случае, если они вкусные! Но купите ли вы вкусную булочку, если она упакована в полиэтилен, намертво прилипший к тесту? Я сомневаюсь. Станете ли жевать выпечку вместе с полиэтиленом, лишь бы добраться до нежной сдобы? Я опять сомневаюсь. Вывод: качество продукта важно, но упаковка важна не менее.
На основе этого вывода выскажу главную мысль: бизнес предприятия процветает, когда благодаря удобной упаковке, битум продается круглый год. А сам российский дорожный битум будем априори считать устраивающим по качеству потребителя.
Наша задача: расфасовать, доставить битум, дождаться, когда его используют, и потребитель снова придёт к нам с предоплатой. И это бизнес.
А если мы расфасовали, доставили битум и потребитель получил много проблем при разгрузке, испортил битумные насосы при срабатывании, потому что ему приходилось «жевать булочку с полиэтиленом», в итоге разочаровался и ушёл к другому поставщику, то это не бизнес!
Перечислим заявляемые удобства, которые несёт приобретение импортного оборудования:
- Дорожный битум можно круглогодично фасовать.
- Упаковка очень дешевая (порядка 30 долларов за мешок на 1000 кг)
- Удобное избавление от упаковки (битум плавят вместе с полиэтиленом)
- Можно хранить под открытым небом без навеса
- Хорошая логистика. (в контейнер можно загрузить 20 тонн, в вагон – 60 тонн битума при собственном низком весе упаковки)
Разберём все эти пункты.
Круглогодичная фасовка.
Действительно, поставив на предприятии систему по фасовке дорожного битума, вы получаете возможность круглогодично разливать его в ту или иную тару. Но ведь это не преимущество какой-то отдельной упаковки, верно? Вы можете круглый год лить и в мешки, и в железные бочки и во что-то другое. Поэтому, вывод по этому пункту следующий: получить возможность фасовать продукт круглый год, не привязываясь к сезону – это хорошо. Если такая возможность есть, нужно воспользоваться.
Упаковка очень дешевая.
И здесь возразить нечего. На сегодняшний день из крупнотоннажной упаковки полипропиленовые мешки считаются наиболее дешёвой тарой. Только один вопрос: зачем везти такие мешки из-за границы? Обычно в ответ можно услышать что-то о русской безалаберности, мол, полагаться в нашей стране ни на кого нельзя. Но позвольте, господа, а заводы, работающие в Москве и Подмосковье на импортном оборудовании они что, щи лаптем хлебают? Оборудование стоит миллионы долларов, заводы работают годами, и кто ж у них покупает при их безалаберности??
Да, в России не производятся биг-бэги из пяти полотен. У нас используется рукав, который нарезают на «колбаски» и прострачивают дно. Это значительно дешевле, но ведь мы везём битум, а не золото. Тонна дорожного битума стоит 300 долларов и каждые 10-20 долларов стоимости упаковки значительно влияют на экономику.
И здесь иностранные продавцы запускают миф ?1 – «НАШИ МЕШКИ УСТОЙЧИВЫ!» И стоят они на земле, наполненные жидкостью (битумом), как стойкий оловянный солдатик. И сохраняют форму куба и бока у них не раздуваются, а все потому, что у них есть магические ребра жесткости, которые не позволяют мешку упасть. И в дело идут фотографии, где эти мешки стоят длинными рядами на солнцепёке, не расплываются и не падают.
И все это подкрепляется «фактами», что такую установку купили где-то в Ростове или Краснодаре и там не могут нарадоваться. Но внимательный поиск в Интернете никак не помогает вычислить счастливых владельцев. Господа, ведь если кто-то отдал миллион долларов за установку, он постарается его окупить как можно скорей, верно? Он будет рекламировать себя (свой битум в биг-бэгах) на каждом шагу, так?
А тут прямо шпионы: купили оборудование, фасуют в мешки, но о них ничего не слышно.
Я думаю, что на самом деле магических мешков за 30 долларов, которые будут стоять с российским битумом в 30-градусную жару (а то и при 60С в морском контейнере), просто нет.
Соорудите из полиэтилена мешочек, налейте туда сметану, вязкий мёд или обычное тесто и попробуйте его поставить. Попробуйте засунуть мешочек в более жесткую сумку и снова попробуйте. Хорошо, просто возьмите на битумном производстве десять килограмм битума, кусок брезента и попробуйте сделать «устойчивый» кубический мешочек.
Дело здесь в том, что нигде на фотографиях с ярким солнцем не изображен термометр окружающего воздуха. Это первое. А второе, что важней, марки битума за границей кардинально отличаются от российских. Температура размягчения битума на западе стартует с 80-90С (БНД 50/70), а в России с 40С (БНД 90/130). Вот и весь секрет. При самом ярком солнце температуры на улице в 80-90С не будет никогда, а ваш БНД 90/130 поплывет в обычную жару.
Согласно западным ГОСТам битум в биг-бэги фасуют только зимой, а не круглый год, и храниться он должен в погребах с охлаждением для предотвращения оплывания мешков. Ваши клиенты смогут так делать?
Удобное избавление от упаковки.
Приступаю к изложению самого захватывающего момента. Это так называемая переплавка дорожного битума вместе с полиэтиленовым вкладышем, который ещё и свойства битума улучшает.
Сначала несколько слов о том, что представляет собой, продаваемая установка по фасовке битума. Это некая конструкция с несколькими точками налива, битумными насосами и.т.д.. Основной компонент – самый дорогой – охлаждающий блок. Битум с завода выходит при температуре 160-180С, попадает в установку, которая охлаждает его до 100С и затем осуществляется розлив в полипропиленовый биг-бэг, куда вставлен полиэтиленовый вкладыш..
Залили, отвезли погрузчиком остужать, отгрузили, потребитель принял, разгрузил, доставил до пункта назначения и вот настал торжественный момент: он должен использовать битум. Он кидает этот баул вместе с полиэтиленом в котел и ждет, когда он расплавится. Так указано в рекламных материалах..
И именно этот полиэтиленовый вкладыш является ноу-хау, которым частично объясняют, почему нужно везти мешки из-за границы. Посмотрим. Возьмите горячий стакан воды и бросьте туда кусочек сахара рафинада. В нашем представлении именно сахар легче всего растворяется в кипятке.
Но если понаблюдаете, то увидите, что сахар опустился на дно и никуда не исчезает. Если же бросить пару-тройку кусочков, то на дне бесконечно долго будет горка сахарного песка. Она моментально растворится, если помешать воду ложечкой, но до перемешивания никуда не денется! Это теория растворов.
Битум используется тысячелетия именно потому, что он инертен, в него даже воду ввести невозможно. Почему же вы думаете, что полиэтилен должен в нем просто исчезнуть? Азиатские продавцы упаковки для дорожного битума прикладывают к биг-бэгам для упаковки дорожного битума инструкцию, что битум растворяется в течении 20-30 минут при температуре 150С при механическом помешивании! Вот оно! При механическом помешивании, при температуре 150С!
Но главное! Полиэтилен трудно растворим даже токсичными кислотами. Поэтому, даже если вы будете его мешать, все равно не растворится! Корректней говорить, что просто равномерно распределится. И это в идеальном случае.
Такое «распределение» битума на языке химии называется диспергируемость. От слова дисперсия – перемешивание. Совмещение. Например, когда битум модифицируют гранулами, нужна специальная установка — гомогенизатор, которая перетирает эти гранулы с битумом.
Было бы неплохо, чтобы потребители перетирали полиэтилен, но проблема в том, что гомогенизатора у них точно нет. По крайней мере, у большинства. Вот и приходится добиваться диспергируемости – то есть равномерного распределения. Но для этого необходимо перемешивание.
Да и саму упаковку на 1 тонну в том же Китае не особо любят предлагать. Предлагают мешки на 40 кг. Почему? Легче распределить 100 грамм полиэтилена от 40 килограммового мешка, чем 1.2 кг от тысячекилограммового!
Дорожники не могут «механически помешивать» битум. У них нет наёмного циклопа с полуторатонным веслом, а оборудование для этого не приспособлено. Они просто кидают битум с полиэтиленом в котел, а дальше происходит следующее:
1. Он оседает на дне котла, нарастает и рано или поздно забьет форсунки,
2. Всплывает вверх, образуя шапку, которую со временем надо чуть ли не пробивать.
3. Р а с п р е д е л я е т с я — таки, но при повышенных энергозатратах.
А ведь многие потребители хотят нагреть битум до температуры, «просто, чтобы потек»! Это 100-120С. При этой температуре полиэтилен не разрушится и не распределится.
А может, я все это наговариваю? Попробуйте попросить у продавцов европейских установок продать 10-20-100 биг-бэгов. Они откажутся!! Мотивируют, что вы украдёте секрет их чудо-полиэтилена. Давайте подумаем. Во-первых, при большом желании, если кто-то хочет его украсть, он просто купит тонну битума в биг-бэге у того, кто уже использует эту установку и проведёт необходимые исследования.
А вам предложат сначала подписать контракт на покупку (!) линии за миллион, потом вам выдадут два (!) биг-бэга, вы попробуете, и если все получится, обязаны приобрести линию и гарантировать (!), что будете покупать мешки только у одного поставщика – продавца оборудования.
Давайте представим ситуацию: вы пришли в магазин и просите продать скобы для степлера. А вам отвечают, нет, сначала гарантируйте, что купите степлер, а только потом продадим пару скоб, скрепите ими бумагу, и если получится — будете обязаны приобрести и степлер!
В принципе с этого можно начать статью и сразу закончить. Потому что данная ситуация без комментариев! Необходимо подписаться купить партию автомобилей и только тогда попасть на тест драйв?!
Опишу, что произойдет с этими двумя биг-бэгами. К тому моменту, когда их вручат, ценность мешков будет представляться огромной. За два мешка почти миллион «отдали». Вы остудите битум, зальете, и эти два мешка будут стоять на отдалении друг от друга. Их не будут везти в вагоне при +60С, складировать один к одному, грузить в два яруса, держать на открытой площадке при -30С и.т.д.
Потом вы бросите их в котел и будете плавить. 130С, 140С, 150С. Ну, мертвая! Должны же вы когда-нибудь «расплавиться»! О, «расплавились»! Покупаем линию! Дело в том, что расплавить два мешка (это 2 кг полиэтилена) в 2 тоннах битума при 150С-170С, ожидая расплава столько, сколько нужно, это не совсем то же самое, что плавить полиэтилен десятками килограмм!
2 кг полиэтилена можно просто не заметить в двух кубометрах! Полиэтилен накапливается на котлах медленно и делает свое черное дело без помешивания тоже медленно. На двух мешках этого не узнать!
Как же нужно? А нужно купить 1000 мешков. Зафасовать, остудить и отправить 10 клиентам по 100 тонн каждому, а потом собирать отзывы. Что произошло с оборудованием, насколько будет удобно и.т.д. Параллельно собрать отзывы у тех организаций, которые уже работали с переплавкой. Обязательно!
Но, к сожалению, от западных продавцов можно получить только два мешка под эгидой, что без чудо-установки 1000 штук невозможно зафасовать.
Можно хранить под открытым небом без навеса.
Зимой при отрицательной температуре -30С полипропилен будет трескаться от мороза, поэтому необходимо подбирать другой материал – морозостойкий. Летом мешки будут оплывать и кособочиться, что затруднит их загрузку в морской контейнер или вагон.
Хорошая логистика.
Логистика является вторым детективным пунктом истории по фасовке дорожного битума в биг-бэги. Действительно, если бы битум застывал в биг-бэгах кубиками, не расплывался, то проблем загрузить 60 тн в вагон не существовало бы. Но ведь надо ещё привезти и разгрузить! И не застывает битум кубиками, как лед в холодильнике, а вагон и контейнер имеет ребристые стены. Расплываясь, биг-бэг примет форму внутренней стенки. Как вытаскивать? Будете дергать погрузчиком – порвёте, и битум растечётся. Придётся чистить вагон. А ведь есть ещё второй ярус..
На фото от западных производителей обычно видно, как биг-бэги загружают в контейнер, но никто не показывает фото, как их выгружают! Ведь мешок весом в тонну на верхнем ярусе давит на нижний ярус. И та перегородка — полога из полипропиленовой ткани, которую обычно демонстрируют на фото, не сможет его удержать. Получим отличную битумную «глазунью»!
Биг-бэги можно беспроблемно перевозить в контейнерах и вагонах двумя способами. Либо вы делаете перегородки-стеллажи, куда мешки складываются как на полки, либо конструкция биг-бэга изначально должна быть предназначена для перевозки жидкостей.
В первом случае, оснастка удорожает стоимость упаковки и её нужно либо возвращать, либо договариваться с покупателем. Например, оснастка из металлических труб, которые покупателем сдаются в лом. Стоимость лома учитывается.
Во втором случае стоимость биг-бэга будет не 30 долларов, а 90-100. Если экономика позволяет, то проблема решена.
Как быть?
Цель статьи дать осознанность руководящим сотрудникам промышленных предприятий с чем им придется столкнуться, купив фасовочную линию.
Перечислю основные пункты – советы:
- поставщик оборудования обязан предоставить запрашиваемое количество биг-бэгов без всяких условий. Не нужно подписывать контракт на покупку, не проведя длительные испытания. Если нельзя купить термостойкие биг-бэги у вашего потенциального поставщика, их можно купить в России.
- Вам нужен альтернативный поставщик!. Я свой автомобиль ремонтирую в том сервисе, где мне удобней. И дешевле. Даже тендерный регламент крупных компаний обязывает иметь минимум двух поставщиков.
- Использовать не полиэтиленовый плавкий вкладыш, а антиадгезионный. Антиадгезионный вкладыш это тот, который легко отлипает от застывшего битума. Обладает большими преимуществами. Более термостоек. Легко снимается, потребитель имеет дело с чистым брикетом, который можно греть при сколь угодно малой температуре. Нужно приобрести 100-1000 биг-бэгов с антиадгезионным вкладышем и поставить потребителю вперемешку, чтобы тот имел возможность сравнить.
- Использовать упаковку, которая не будет расплываться, будет грузиться во второй ярус. А если все-таки хотите сэкономить, правильно подбирать время года. Все необходимые консультации по такой упаковке можно получить у специалистов.
- Собрать статистику у покупателей: при какой температуре будут работать с вашим битумом, смогут ли мешать (в случае с полиэтиленом), задать вопрос о предпочтительности вкладыша, дать прочитать данную статью и собрать мнения (согласны – не согласны).
Необходимо понимание: фасовка затевается на годы, и отмерить нужно семь раз. И не после подписания контракта на миллион. Попробовать разные виды упаковки, просчитать будущую экономику.
Для людей, обладающих чувством юмора, предлагаю посмотреть советский мультфильм про фасовку битума. Вы все поймёте. Если нет — звоните!
Статью буду корректировать по мере поступлений умных мыслей.